Главная » 2011 » Сентябрь » 26 » Преподаватель - это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни".
20:59
Преподаватель - это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни".
Протоиерей Андрей Спиридонов,
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и
святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что
образование должно быть ориентировано идейно и нравственно.
«Если
образование ставит во главу угла ценности общества потребления, тогда
нам не стоит удивляться тому, что имеем в итоге. Само по себе такое
общество исповедует некую бессмысленность существования – в гонке только
за тем, что есть сейчас, не задумываясь о том, что будет дальше», -
говорит священник.
«Чтобы решить эту проблему, в первую очередь,
учитель сам должен вести себя по-другому: не ориентироваться на то,
чтобы как-то заработать, лишь бы выжить. Он должен иметь нравственные
ориентиры, христианскую осмысленность. Надо быть не системным
администратором, а действительно наставником», - призывает отец Андрей.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский
говорит, что как раз современные реформы образования приводят к тому,
что оно становится именно услугой: «И это очень обидно, так как у нас
есть отличный опыт в образовательной сфере, хорошие методики. То, что
происходит сегодня – это преступление перед будущим».
«Когда
человек становится в позицию покупателя, подрывается базовая система
«учитель-ученик». Чтобы преодолеть эту проблему, надо решить несколько
основных вопросов. Первый – это материальное положение, которое весьма
плачевно. Пока зарплаты педагогов будут низкими, в профессию будут идти
энтузиасты-подвижники, которые есть всегда, но их меньшинство, - и те,
кто не смог реализовать себя в других специальностях. То есть, к
примеру, мужчин зрелого возраста мы в этой профессии не увидим, так как
им надо содержать семью», - говорит Первозванский.
«Кроме того,
надо повышать социальный статус учителя, а это возможно тогда, когда
реальное образование станет цениться в обществе и люди с настоящим
высшим образованием будут работать на хороших должностях. А сейчас
работа с полученной специальностью в учебном заведении у большинства
людей никак не связана», - сетует отец Максим.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель
МДАиС, также считает главной задачей – сделать так, чтобы учитель был в
первую очередь наставником, а не «лицом, оказывающим услуги в сфере
образования».
«Нужно восстанавливать то, что наша отечественная
система образования наработала в течение долгого времени. И
государственная политика должна быть направлена на укрепление статуса
учителя. А навязываемые сейчас системе образования ЕГЭ – не что иное,
как одна из форм выражения недоверия учителю», - сказал он.
«В сфере образования у нас огромные достижения. Их мы и должны хранить и развивать», - добавил отец Тихон.
Виктор Петрович Лега,
зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ,
согласен со словами Патриарха Кирилла: «Авторитет учителя в школе и
преподавателя в вузе действительно падает».
«Одна из причин
вполне понятна – это низкая зарплата. И ученики, и студенты, особенно из
обеспеченных семей, относятся к педагогам как к неудачникам, которые в
жизни не смогли добиться ничего другого. Поэтому надо, чтобы
преподавателей уважало государство. А сейчас оно считает, что раз
учителя все терпят, то можно и зарплату не повышать», - говорит он.
«И
сами преподаватели должны понимать, что они не продавцы услуг, хотя
многие себя именно так и ведут. Преподаватели – это подвижники, и они
должны осознать, что являются элитой общества. Тогда и к ним будут
относиться соответственно», - считает Виктор Петрович.